Указом Президента РФ от 26 июня 2000 года посмертно награждены 25 псковских спецназовцев, героически погибших в бою в районе Харсеной 21 февраля 2000 года. Двадцать два солдата и сержанта награждены орденом Мужества, трое офицеров - капитан Боченков, капитан Калинин и старший лейтенант Самойлов были удостоены звания Героя России.
День их гибели страшной меткой вошел в историю промежицкой бригады специального назначения (2 обр СпН, прим. администратора сайта), таких потерь у разведчиков еще не было. В одном недолгом бою полегли сразу три разведгруппы. Версии их гибели в интерпретации различных ведомств в зависимости от причастности к произошедшему, звучали по-разному. Тем более интересны выводы, сделанные начальником разведуправления Ленинградского военного округа генерал-майором Валерием Ларченко. Он вылетел в Чечню сразу, как только стало известно о трагедии, и провел собственное, как он подчеркивает, независимое расследование обстоятельств боя. Эксклюзивное интервью с ним - в канун посмертного награждения спецназовцев.
Известие о гибели наших ребят стало страшным ударом, - рассказывает В. Ларченко. – Командующий округом и начальник штаба сразу отправили меня разобраться, что случилось. Кроме того, необходимо было очень быстро заменить три разведгруппы, что было и сделано. Ребята ждали замены, часть сменщиков уже прибыла, когда они ушли на свое, ставшее последним, боевое задание. Я прибыл на место 24 февраля, официальное расследование, которое проводил штаб объединенной группировки во главе с генералом Барановым, оказалось практически закончено...
Читать полностью...
При всем моем уважительном отношении к начальнику разведки Ленинградского ВО, я, как начальник разведки 108 мсд (1985-1987) 40-й ОА, считаю необходимым сказать следующее: Валерий Алексеевич или не договаривает, или не до конца разобрался, впрочем, может они так в Чечне воевали…В Афганистане все разведорганы (разведподразделения) при организации выхода на боевые задачи обеспечивались организационно поддержкой РВиА (на соответсвующую дальность) и войсковой авиации… согласовывались порядок вызова, частоты радиосвязи, позывные, способы взаимоопознавания и т.д. Это полностью касалось и подразделений СпН, когда они использовались не по прямому предназначению, вместе с пехотой, это бывало редко, в сложнейших ситуациях… На моей памяти только однажды подразделения СпН выполняли не свойственные им задачи, июнь-июль 1985 года во время крупнейшей и сложнейшей (и последней подобного рода) операции в Пандшере… “Группы шли по одному маршруту”, что странно… Никогда в Афганистане группы СпН не “пробивали путь” мотострелкам, для этого были отдельные разведвзвода мсб, разведроты полков, разведбаты дивизий… Когда началось боестолкновение, мотострелки, видите ли, они “опаздывали на трое суток”, поэтому бросили разведчиков…Мне это не понятно и больно как профессионалу – офицеру-войсковому разведчику, никто никогда никого в Афганистане не бросал… Командарм В.Дубынин, командир 108 мсд генерал В.И.Исаев, начальник разведки 40-й ОА полковник В.А.Кокорин при постановке боевой задачи настаивали – боевую задачу выполнить – дело чести, но, “не Москва за нами…” бойцов мы должны вернуть матерям живыми… А здесь – “Они и так отставали от графика на трое суток, они не могли останавливаться. Им сразу были доставлены вертолетами новые разведгруппы, новые корректировщики и саперы. Полк пошел дальше…” на Берлин???!!! Полку – новые разведгруппы СпН???!!! Ничего не понимаю…
Еще одно – “Задача изначально была поставлена неправильно, сверх возможностей, без учета сложностей маршрута…” А кто ставил разведгруппам СпН этакую задачу? Общевойсковые командиры? Разведотделы? Странно… Ни слова не услышал об авторах “задачи”… Валерий Алексеевич, или ваши подчиненные – руководство ОГ 2 обр СпН, или разведотдел Временной группировки, приняли “неправильное” решение или самоустранились, и задачу разведорганам СпН, ставила “неграмотная” в этом деле пехота?!!! Но нормальные начальники разведки пехоты такой задачи приданным (???) разведорганам СпН никогда бы не поставили … Трагично,больно и не профессионально, что вдвойне печально… опыт 10-летней войны в Афганистане оказался никому не нужным… Хотя там было много “афганцев”- командиров СпН… Странно мне…
Еще цитата: “Значит, будь вовремя расшифрован радиоперехват, трагедию можно было предотвратить?
– Там ситуация следующая. Разговор боевиков в эфире может вестись на любом из примерно пятидесяти языков и наречий – чеченском, арабском и т.д. Переводчики есть не в каждой воинской части. Вся информация, которую перехватывают связисты, записывается в полном объеме и отправляется в специальное подразделение, где занимаются расшифровкой”.
Мне заинтересовало “и т.д.”. Откуда Вы взяли 50 языков? “Чеченский, арабский, и т.д…” Бойцы МБФ (мятежных бандформирований – так их называли официально в Афганистане) – никогда не были лингвистами-уникумами. Переводчики в каждой части? Да не было подразделений радиоразведки в каждой части! Поэтому и переводить было нечего… В Афганистане донесения 4 рртр 781 ордена Красной Звезды (награжден в 1982 г.) орб 108 мсд и ОРТЦ 252 отдельного полка ОсНАЗ 40-й ОА никогда не опаздывали (взаимодействие было организовано на высшем уровне)…
И еще, “связисты” во все времена ничего не “перехватывали”, они обеспечивали связь, “радиоперехватом” занимались и занимаются специальные органы радиоразведки…А они имелись (имеются ?!?) в общевойсковых дивизиях – 4 рртр орб, в Общевойсковых армиях – отдельные батальоны или полки ОсНАЗ, в округах – бригады ОсНАЗ… Да, и еще – “отправлялись в специальное подразделение, где занимаются расшифровкой”, так “расшифровкой” или “переводом с 50 языков”, это все-таки разные вещи?
Итог: Валерий Алексеевич, настоящий профессионал войсковой разведки, на мой взгляд, не мог дать такое “по содержанию” интервью, его просто подставили…