Пользуясь положением безработного пенсионера, полностью каталогизировал домашнюю библиотеку. Из, примерно, двух тысяч книг оставил меньше половины, т.е. самые интересные. Обнаружил свои старые дневники, которые вел на первых двух курсах. Кое-что из записей семнадцатилетнего пацана с гражданки о буднях 4 взвода 7 роты готов опубликовать, чтобы дать возможность вспомнить атмосферу нашей жизни 47 лет тому назад. Вот несколько октябрьских страниц 1970 года.

ВОКУ024 - копия

19 августа 1970 г. Среда
В лагере я уже 9 дней. С самого утра работал на теплоцентрали. До обеда пришлось много работать, зато потом сачковал. Денег мало, вернее, их не осталось совсем. Для того чтобы что-то купить, я должен был сложиться с Аксеновым, у которого денег тоже не густо. Он меня зовет «Земеля». Хороший парень. Тут я присматриваюсь к ребятам. Очень много хороших. Старшина наш, в принципе, тоже хороший человек.
Нам действительно надо привыкать к дисциплине. Новиков сегодня пошел в лес собирать орехи. Есть очень хочется. Живу тут от завтрака до обеда и от обеда до ужина. Сейчас иду на ужин. Кончаю писать.

21 августа 1970 г. Пятница
Работы кончаются. Судя по всему, мы скоро уедем. Лизунов вчера ездил в Киев и слышал об отъезде в субботу.
Вчера на строевом тренаже после ужина из нас высосали все соки. Особенно Николусь. А ведь раньше он говорил: «Не робей ребята, со мной не пропадешь». Теперь я вижу обратное.
Все очень интересно. Те ребята, которые на первый взгляд показались плохими, оказываются хорошими, и наоборот. Писем мне почему-то нет. Скорее бы мы отсюда уехали. Говорят, что в училище уже приезжают кадеты. Вот только что принесли новые письма, но мне опять нет. Видимо, мне еще пишут.

24августа 1970 г. Понедельник
За эти три дня многое изменилось. 22 августа вечером нас погрузили на БТР и увезли в Киев. Поездка прошла хорошо, если не считать того, что наш БТР в пути сломался, и мы пересели на другой. В училище уже были кадеты. Нас положили спать в седьмую роту иностранных языков вместе с ними. Утром на построении всех гражданских, поступающих на ин. яз, вывели из строя, и старший лейтенант Крень предложил или идти на инженерный факультет, или уходить из училища, так как на ин. язе 27 суворовцев лишних. Я по дурости написал рапорт о переводе на инженерный факультет, а потом на распределении по ротам оказалось, что я был в списках седьмой роты. Просто Крень взял нас «на пушку». Раз я написал рапорт, значит пути нет. Надо идти к генералу.
Получил письмо от матери. Пишет, что пришлет 40 руб. Зачем мне столько?

30 сентября 1970 г. Среда
Сегодня семинар. Подготовился я неплохо, так что ничего страшного нет.
Вчера выдали парадные шинели. Я взял размер 6Ш. Он мне оказался большим и пришлось менять на складе.
Капитан Емельянов сказал, что завтра я поеду домой за пластинкой. Звонил по этому поводу Вике. Интересно на сколько часов он меня отпустит?

1 октября 1970 г. Четверг
Занятия прошли неплохо. Не буду вдаваться в подробности. Главное то, что меня отпустили домой за проигрывателем и пластинками. Вадик Бутхудзе дал мне свои часы, чтобы я сдал их в мастерскую. В 17:15 я вышел из училища. На обороте моей увольнительной было написано «посыльный». Это наш капитан Емельянов отпустил меня на полулегальных основаниях. Он отличный человек. Я его очень уважаю.
Приехал домой на автобусе. Минут через 20 пришел дед. Он обрадовался, естественно. Сразу же после его прихода пришла Вика. Я просто забыл написать, что я позвонил ей из автомата возле дома. Дед сразу же начал предлагать поесть, но мы отказались. Тогда предложил чай. Смотрели телевизор и беседовали. Дед был то на кухне, то заходил в комнату, но это не мешало нам. Очень приятно было посидеть в нормальной обстановке.
В училище я привез проигрыватель и пластинки.

2 октября 1970 г. Пятница
Строевой подготовки не было. Получил 4 по английскому языку. Сегодня интересно было на Ленинском уроке – мой проигрыватель перегорел, вернее, в нем не стало звука. Посреди урока он почему-то стал дымиться. Оказывается, кто-то поставил предохранитель на 127 вольт, а я ведь вечером вчера проверял и все было нормально. Капитан обещал отпустить меня завтра домой, чтобы я отвез проигрыватель. Он завтра уходит в отпуск на полтора месяца.
На самоподготовке сделал английский и стал играть в шахматы. У нас сейчас проходит турнир по шахматам. В нем участвуют восемь человек, в том числе и я.
Телевизор перестали включать. Говорят, что без стабилизатора напряжения его не включат. Когда лег спать, разговорился с Полянским. Довольно интересно было послушать, как он рассказывает о себе.
В воскресенье уже уезжаем в лагерь. Первые три дня будем работать, а потом пойдут тактика, огневая и так далее. Говорят, что на тактике у нас будет «знакомство» с танком.

3 октября 1970 г. Суббота
Был дома. Отпустили меня только в шесть часов вечера, сразу же после того, как я помыл окно. У нас все работали после обеда. Мне даже условие поставили, что я должен привезти 2 кг крахмала для оклейки окон. Я согласился. Надел парадную форму и вышел в город. Увольнительную мне дали до 23:20. Побыл дома минут 10 и встретился с Викой около Софии. Перед этим еще успел забежать к бабушке на работу. Ребята здорово реагировали, когда увидели меня в форме. Особенно Юрка Кошкин – заулыбался сразу и стал приставать с расспросами. С Викой встретились в 7 часов и пошли гулять. Хоть нормально походили «на воле»!
Вика провожала меня в училище. В троллейбусе с нами ехали ребята из моего взвода вместе с сержантом Монетой, который был пьяный вдрызг. Очень неосмотрительно с его стороны. Я еще погулял с Викой возле училища, и мы попрощались на неделю.

7 октября 1970 г. Среда
Мы уже 3 дня в лагере. Привезли с собой телевизор, только он не работает из-за антенны: она слишком маленькая. Вчера весь день шел дождь и было очень холодно. Сплю в свитере под одеялом и шинелью и все равно холодно. Зато отбой делают на час раньше, так что спим по девять часов в сутки. Сегодня закончили работы на танковой директрисе. Мы там строим укрепление. Завтра поедем стрелять. В лагере нет никого кроме нашей роты. И мы делаем все, что хотим.

8 октября 1970 г. Четверг
Сегодня потерял пилотку и только вечером нашел ее. За это время мне чуть не объявили за это два выговора.
Стрелять мы не ездили, а работали в учебном центре, потому что должны были приехать какие-то генералы.
В магазин привезли продукты, что бывает очень редко. Все стали покупать сухари и изюм.

13 октября 1970 г. Вторник
Вчера я говорил с Вадиком (Бутхудзе) и Сашкой Лебедевым о Новом годе. Встречать будем... Магнитофон будет обязательно и записи тоже. Сейчас надо установить, сколько будет человек. Только бы отпустили на Новый год! 7 ноября я должен быть обязательно дома. Надо только двойку и наряд не получить. Я стараюсь. Сейчас кончается история КПСС. 19-го у нас семинар.
Только что получил 5 по английской грамматике . Между прочим, меня спросили именно то, что я знал не особенно хорошо. Сейчас будет второй урок второй пары, т.е. опять английский.
Урок английского прошел неплохо. Сейчас перерыв между уроками третьей пары (матчасть). Меня спрашивали. В журнале у меня еще нет ни одной оценки. Сейчас изучаем работу четырехтактного двигателя. Формулы разные и всякая ерунда. Вот и звонок. Я кончаю пока.
Строевой сегодня занимались до отвала. Сделали семь кругов по плацу. После этого нам сделали лекцию о международном положении. Лектор неплохой попался. Язык хорошо подвешен. В общем, лекция и организационные вопросы забрали у нас один час самоподготовки, а ведь завтра контрольная по огневой, в которой 19 вопросов! Завал! Еще надо по английскому текст наизусть выучить! Завтра на истории придется немного поучить.
Сегодня после обеда проверяли, кто не снял свитера. Поймали человек шесть и объявили им по три недели неувольнения.
В субботу и воскресенье обещали пустить в увольнение по три человека от отделения.У меня есть реальная возможность пойти.

14 октября 1970 г. Среда.
Встал в половину шестого, чтобы выучить огневую. На улице дождь и холодно. В кровать страшно хочется, чтобы тепло было. На истории КПСС учил ОМП. Немного подучил.
Вторая пара – английская грамматика. Вернее, не грамматика, а лексика. Ее у нас ведет одна учительница. Получил еще одну пятерку за пересказ текста.
По огневой контрольной не было. У всех сразу настроение поднялось. Еще бы! Удалось избежать двойки! Он (преподаватель) трепался о взрывчатых веществах и демонстрировал опыты с пиротехническими составами.
Сегодня снег шел и было прохладно. Строевая была только у нашего батальона. Прошли четыре круга по плацу и все. После обеда купил 20 конвертов. Теперь буду всем письма писать.Что-то от мамы долго ничего не получаю.
Сегодня отбой в десять часов (вечера), а подъем завтра в шесть.

15 октября 1970 г. Четверг.
Проснулись в 6:15 и в 7:00 ушли в баню. Вернулись только в 9 часов и опоздали на первую пару. Ее отложили на 3 часа дня. Два урока подряд смотрели художественный фильм на английском языке. Некоторые отключили свои наушники (там у нас есть специальный зал для иностранных фильмов, в котором вместо динамиков наушники) и спали, а я стал ворошить все в памяти. Я имею в виду все, что случилось со мной за этот год. Довольно хорошо провел время.
После обеда занятий не было, но зато до обеда была «летучка» по ОМП. Я даже не знаю, как написал. Скорее всего, на тройку. Так вот, после обеда ушли убирать территорию. Получки сегодня не было. Ребята стонут. Завтра все англичане идут в «Дружбу» смотреть какой-то фильм на английском языке. Вот здорово! Хоть в город вырвусь!
На самоподготовке написал письмо маме. Завтра уроки ерундовые: ин. яз., огневая и физкультура.