image
Прощённые долги
В июне 2014 года исполнилось полвека со дня образования Центра радиоэлектронной разведки СССР на Кубе. Значение этого Центра, который мы называли "Тростник", для нашей страны было неоценимым. В 2002 году после 38 лет успешной работы Центр по решению руководства страны был закрыт. Как пишет в своей книге "Золотое ухо военной разведки" Михаил Васильевич Болтунов, он не встречал ни одного военного радиоразведчика России, который бы горько не сожалел о закрытии "Тростника". Я разделяю эту точку зрения и хочу поделиться годичной давности публикацией из газеты "Аргументы недели".

 

Почему ослепла и оглохла наша радиоэлектронная разведка в Америке
«Аргументы Недели» № 9 (351) от 7 марта 2013


Этот телерепортаж мы смотрели с зубовным скрежетом. А показывали вечно улыбающегося председателя правительства России Дмитрия Медведева на Острове свободы. Недавно в Гаване он подписал соглашение об урегулировании задолженности по кредитам, предоставленным ещё Советским Союзом. Согласно документу, часть долга Кубы в размере 30 млрд. долларов до конца 2013 г. будет частично списана, а частично – реструктурирована. Речь идёт о 90% общего долга Кубы СССР в размере 35 млрд. долларов.
- Легко транжирить наследство отцов! – воскликнул Олег Иванов.
Отставной полковник добавил ещё несколько непереводимых русских выражений. Спустившись «вниз по матушке-Волге», старый разведчик с горечью сказал:
– Да за 30 миллиардов мы бы могли 150 лет содержать Центр радиоэлектронной разведки в кубинском Лурдесе.
Развед-Клондайк на Кубе
Олег Сергеевич Иванов больше тридцати лет занимался радиоэлектронным шпионажем. Самыми плодотворными он считает годы, проведённые на Кубе. Здесь, в Лурдесе, был наш крупнейший разведывательный объект за рубежом. Он располагался всего в 90 милях от главного космодрома американцев во Флориде.
Основной задачей Центра, который обслуживало около тысячи специалистов 6-го управления Главного разведывательного управления и 3-го главка Федерального агентства правительственной связи (ФАПСИ), был перехват информации, циркулирующей по важнейшим каналам связи и в системах боевого управления стратегического звена США. Кроме военных разведданных добывалось много сугубо гражданских сведений научного и экономического характера. Поэтому большую пользу от информации, гигантским потоком шедшей с Кубы в разведцентр в подмосковном Климовске, получали и российские промышленность и наука. Центр в Лурдесе был настоящим Клондайком разведывательной информации. Особенно научно-технической. Специалисты утверждают, что электронный – это самый выгодный вид промышленного шпионажа. Один рубль, вложенный в радиотехническую разведку, приносит двадцать рублей прибыли.
По оценке Рауля Кастро, Центр радиоэлектронной разведки обеспечивал России поступление до 70% всей разведывательной информации по Соединённым Штатам. Это были наши глаза и уши в Западном полушарии.
Сверхсекретный подарок
Но российские власти решили сэкономить и своими руками зарубили «курицу», несущую золотые «разведъяйца». В ту пору довелось брать интервью у начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина. Тот тогда горячо заверял, что опасность России грозит с юга. А США становятся нам чуть ли не другом и союзником. Поэтому нужны спутники, чтобы вести наблюдение за террористами. И лучше закупить примерно 100 современных РЛС и 20 космических аппаратов, чем держать базу на Кубе. Мол, ежегодная экономия составит только на арендной плате 200 млн. долларов.
Это полная ерунда! Расчёты за аренду Центра велись по системе взаимозачётов. Когда Россия повысила в три раза цену за поставляемую на Кубу нефть, кубинцы увеличили арендную плату со 160 млн. долларов до 200 миллионов. При СССР за Центр в Лурдесе с нас не требовали ни копейки. За списанные лихим росчерком пера Медведева 30 млрд. долга мы могли бы бесплатно содержать разведбазу на Кубе аж полтора века.
В 1997 г. закончилась модернизация Центра. Завезли совершенно уникальное, супердорогое оборудование. Да с его помощью, вспоминает Олег Иванов, самую засекреченную цифровую информацию щёлкали как орешки. Ещё и смеялись над сообщением Агентства национальной безопасности США, которое докладывало Конгрессу, что русские потратили на Лурдес свыше 30 млрд. долларов. Тут они по себе мерили. Один нолик явно приписали. Впрочем, и 3 млрд. долларов тоже на дороге не валяются. Такова цена сверхсекретного подарка американцам.
Кукиш вместо уступок
Зачем же наши правители бросаются народными деньгами, словно загулявшиеся купчишки? На какие ответные уступки от американцев рассчитывали? Вот что сказал, по горячим следам комментируя решение об уходе из Лурдеса, официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко: «Разумеется, мы ожидаем взаимности, встречных шагов. Не секрет, что в сопредельных с Россией странах сохраняются центры американской радиоэлектронной разведки, созданные ещё в период холодной войны, но активно действующие и поныне». В первую очередь, по словам специалистов, имелась в виду мощная американская РЛС в норвежском городе Вардё.
Но взаимности в разведделах не получилось. Нашему примеру американское Агентство национальной безопасности (АНБ) не последовало. Слепая и глухая Россия выгодна США. Одним конкурентом в мире меньше.
Справка «АН»
При вступлении в Парижский клуб кредиторов 17 сентября 1997 г. зарубежные государства, в основном развивающиеся страны, должны были России 147 млрд. долларов. Более чем по тысяче долларов каждому россиянину! Для сравнения: сами мы должны были примерно столько же – около 150 млрд. долларов.
Со временем Россия досрочно погасила весь свой долг. А иностранные заимствования у нашей страны большей частью оказались списанными и прощёнными. Началось это разбрасывание народными деньгами 15 лет назад и продолжается до сегодняшнего дня. Ещё при вступлении в Парижский клуб наша делегация, возглавлявшаяся в разное время и А. Шохиным, и А. Чубайсом, оказалась почему-то не в состоянии защитить интересы России. И после всех согласований мы оказались должны на 30 млрд. долл. больше, чем до переговоров с Парижским клубом. А нам – на 53 млрд. долл. меньше.
Тогдашний первый вице-премьер правительства Чубайс так растолковал это широкой общественности: мол, требования Парижского клуба к своим членам довольно жёсткие. Например, если речь идёт о долге слаборазвитой страны, которая приобрела в кредит у России или у СССР военную технику, то платить она не обязана. Поэтому за поставки, скажем, Анголе бронетанковой техники, артиллерийского вооружения, боеприпасов никто никогда не заплатит нам ни цента. И за медикаменты тоже – их Парижский клуб рассматривает как гуманитарную помощь. И после такой «реструктуризации» из 60 должников у нас осталось 10. Крупнейшие: Куба (35 млрд. долл.), Монголия (18 млрд.), Вьетнам (17 млрд.), Индия (16 млрд.), Сирия (11 млрд.), Иран (7 млрд.), Ливия (2,5 млрд. долл.).