boriszayakin

Штрафники

Рассказ.

Штрафники - кто это такие? Когда они появились в Красной Армии? За что людей отправляли в штрафные подразделения? Какую роль они сыграли в войне? В чем состояла суть этого наказания?

Эти и многие другие вопросы о штрафниках широко обсуждаются в СМИ. О них немало пишут в книгах. А теперь вот показали телесериал, привлекший внимание многих зрителей.
Это еще одна правда о той войне, о цене, заплаченной за победу. Беда в том, однако, что практически все, что сообщается на эту тему, носит не столько информационный, а эмоциональный характер, часто спекулятивный характер.
Так, обычно представляется, будто штрафные роты - изобретение исключительно Сталина. Между тем подобная практика известна с древнейших  времен и применялась во всех армиях в военное время, законы которого отличаются от мирного времени.
При этом нам живописуют, с одной стороны, подвиги штрафников, их самоотверженность, с другой - утверждают, будто все они в штрафники попадали ни за что, и выход из штрафных рот и батальонов был только один - смерть. В лучшем случае освобождение по тяжелому ранению.
Но практически никто не дает ответов на конкретные вопросы: когда и почему появились в Красной Армии штрафные подразделения? Сколько их было, сколько прошло через них людей, кто и за что туда попадал, сколько штрафников погибло?
Давайте разберемся сначала в том, чем отличается армия от просто массы вооруженных людей. Прежде всего, дисциплиной, то есть готовностью выполнять приказы и идти в бой, подвергаясь смертельному риску, а часто и на явную смерть.
В этих условиях штрафное подразделение представляется довольно гуманной альтернативой расстрелу за воинские преступления: трусость, неповиновение, дезертирство, уклонение от боя. Вместо расстрела лишь больше вероятности погибнуть в бою по сравнению с обычным подразделением.
Звучит это очень жестко и, возможно, даже неприемлемо для современного читателя, привыкшего к личной безопасности, воспитанного на уважении к правам человека.
Фильм “Кукушка”, где финского снайпера сажают на цепь, обрекая на смерть, мы смотрим и приемлем. А правды о своих штрафниках не приемлем.
Знать не хотим, что штрафные подразделения были не только в Красной Армии, но и в вермахте, и в американских, и в британских вооруженных силах. Не было их разве что во французской армии во время Второй мировой войны. Вместо них там был расстрел перед строем.
Штрафные подразделения существовали в Красной Армии с сентября 1942-го, самый отчаянный период войны, когда страна была на грани гибели, по май 1945-го.
За все это время через них прошло 427 тысяч 910 человек. Если учесть, что к концу войны в армии состояло почти 12 миллионов военнослужащих, а всего погибло за войну 8 миллионов 668 тысяч солдат и офицеров, то количество штрафников оказывается не столь уж и большим, как нам пытаются внушить. К тому же из 428 тысяч погибли далеко не все.
Статистическое исследование Г. Ф. Кривошеева дает такие цифры за 1944 год. Общие потери Красной Армии - убитые, раненые, пленные, заболевшие - 6 503 204 человек.
Из них штрафников - 170 298. Всего в 1944 году в Красной Армии имелось 11 штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 штрафные роты по 102 человека в каждой.
Надо также знать, что штрафной батальон и штрафная рота - это не одно и то же. Штрафной батальон состоял из офицеров, штрафная рота - из солдат и сержантов.
Первым документом, предписывающим организовать штрафные подразделения, был знаменитый приказ Сталина № 227. До этого времени в РККА ни штрафных рот, ни батальонов не было.

Приказ НКО СССР от 28 июля 1942 года № 227 город Москва.
“О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций”.
1. Сформировать в пределах фронта от одного до трех, смотря по обстановке, штрафных батальонов по 800 человек, куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости, или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Сформировать в пределах армии от пяти до десяти, смотря по обстановке, штрафных рот от 150 до 200 человек в каждой, куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН

26 сентября 1942 года.
“Утверждаю” Заместитель Народного комиссара обороны
генерал армии Г. ЖУКОВ.
“Положение о штрафных батальонах действующей армии”.
1. Штрафные батальоны имеют целью дать возможность лицам среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава всех родов войск, провинившимся в нарушении дисциплины по трусости, или неустойчивости, кровью искупить свои преступления перед Родиной отважной борьбой с врагом на более трудном участке боевых действий.
2. Штрафные батальоны находятся в ведении военных советов фронтов. В пределах каждого фронта создаются от одного до трех штрафных батальонов, смотря по обстановке.
3. Штрафной батальон придается стрелковой дивизии, отдельной стрелковой бригаде, на участок которой он поставлен распоряжением военного совета фронта.
4. Всему постоянному составу штрафных батальонов сроки выслуги в званиях, по сравнению с командным, политическим и начальствующим составом строевых частей действующей армии, сокращаются наполовину.
5. Каждый месяц службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывается при назначении пенсии за шесть месяцев.
6. Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава направляются в штрафные батальоны приказом по дивизии, или бригаде, по корпусу - в отношении личного состава корпусных частей, или по армии и фронту - в отношении частей армейского и фронтового подчинения соответственно, на срок от одного до трех месяцев.
В штрафные батальоны на те же сроки могут направляться также по приговору военных трибуналов, действующей армии и тыловых, лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, осужденные с применением отсрочки исполнения приговора - примечание 2 к ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР.
О лицах, направленных в штрафной батальон, немедленно доносится по команде и военному совету фронта с приложением копии приказа, или приговора.
Примечание. Командиры и военные комиссары батальонов и полков могут быть направлены в штрафной батальон не иначе, как по приговору военного трибунала фронта.
7. Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, направляемые в штрафной батальон, тем же приказом по дивизии, или бригаде, корпусу, армии, или войскам фронта соответственно, статья 9 - подлежат разжалованию в рядовые.
8. Перед направлением в штрафной батальон штрафник ставится перед строем своей части, подразделения, зачитывается приказ по дивизии, или бригаде, корпусу, армии, или войскам фронта соответственно, и разъясняется сущность совершенного преступления.
Ордена и медали у штрафника отбираются и на время его нахождения в штрафном батальоне передаются на хранение в отдел кадров фронта.
9. Штрафникам выдается красноармейская книжка специального образца.
10. За неисполнение приказа, членовредительство, побег с поля боя, или попытку перехода к врагу командный и политический состав штрафного батальона обязан применить все меры воздействия, вплоть до расстрела на месте.
11. Штрафники могут быть приказом по штрафному батальону назначены на должности младшего командного состава с присвоением званий ефрейтора, младшего сержанта и сержанта.
Штрафникам, назначенным на должности младшего командного состава, выплачивается содержание по занимаемым должностям, остальным штрафникам - в размере 8 рублей 50 копеек в месяц. Полевые деньги штрафникам не выплачиваются.
Выплата денег семье по денежному аттестату прекращается, и она переводится на пособие, установленное для семей красноармейцев и младших командиров указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года и от 19 июля 1942 года.
12. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта.
За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде. Перед оставлением штрафного батальона досрочно освобожденный ставится перед строем батальона, зачитывается приказ о досрочном освобождении и разъясняется сущность совершенного подвига.
13. По отбытии назначенного срока штрафники представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона.
14. Все освобожденные из штрафного батальона восстанавливаются в звании и во всех правах.
15. Штрафники, получившие ранение в бою, считаются отбывшими наказание, восстанавливаются в звании и во всех правах и по выздоровлении направляются для дальнейшего прохождения службы, а инвалидам назначается пенсия из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.
16. Семьям погибших штрафников назначается пенсия на общих основаниях со всеми семьями командиров из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.

Приказ НКО СССР от 16 октября 1942 года № 323 город Москва.
“О направлении в штрафные части военнослужащих,
осужденных военными трибуналами с применением
отсрочки исполнения приговора до окончания войны”.
В запасных частях, в учебных центрах, учебных бригадах и полках, в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина все еще находятся на низком уровне.
Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчиненных.
В результате на фронт приносятся неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие, этого малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осужденные военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
Осужденные попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений. Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе, и многие из них скрывают свою судимость.
Таким образом, судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и, по существу, наносится вред войсковым частям, куда эти люди прибывают.
В соответствии с приказом Народного комиссара обороны товарища Сталина от 28 июля сего года № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии - приказ НКО 1942 года № 298.
приказываю:
1. Всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (примечание 2 к ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР), отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трех месяцев:
- красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты, лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны.
Если срок пребывания в штрафной части не определен в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осужденный, или начальника гарнизона, сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.
Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осужденного в штрафную часть.
4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осужденного в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях.
7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осужденные, не лишенные званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы.
8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части, производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части, или той войсковой части, куда осужденный прибыл по освобождении из штрафной части.
Заместитель Народного комиссара обороны СССР
армейский комиссар I ранга Е. ЩАДЕНКО.
Летчики-штрафники.
О штрафных батальонах известно немало: их бросали в самое пекло. Провинившиеся офицеры, сержанты и солдаты своей кровью должны были искупить вину. В живых после тяжелейших боев оставались немногие.
Но еще во время Великой Отечественной в Военно-воздушных Силах Красной Армии существовал целый истребительный полк штрафников, среди которых были летчики из Сибири.
Об этом полку знали немногие: после выхода приказа Верховного Главнокомандующего о штрафных батальонах, Михаил Громов, прославленный летчик-испытатель, командовавший в августе 42-го 3-й воздушной армией, получил приказ от командующего Калининским фронтом генерала Ивана Степановича Конева.
В нем содержалось категорическое требование: любой ценой обеспечить воздушное прикрытие войск фронта. Как раз в это время в небе появилась группа немецких асов, которых в наших войска называли картежниками - на их самолетах были намалеваны карты всех мастей.
А командир группы полковник Берг нарисовал на своем “мессершмитте” красного трехглавого дракона. Опытные немецкие пилоты практически без труда расправлялись с молодыми советскими летчиками, а бомбардировщики под их прикрытием беспрепятственно бомбили наши позиции.
Михаил Громов был, как и Валерий Чкалов, любимцем Иосифа Сталина. И поэтому решился на совершенно неординарный шаг - он лично дал указание собрать в одну группу всех истребителей, которые совершили в военное время преступления. Вероятно, рассудил так: негоже загонять пилотов в окопы, когда они могут своей кровью смыть вину в воздухе.
Группу летчиков-камикадзе в советском варианте начали формировать на аэродроме Башарово неподалеку от Андреаполя. Компания, разумеется, подобралась весьма интересная.
К примеру, Анатолий Решетов попал туда из-за того, что расстрелял после боя своего ведомого, трижды бросившего его в бою. Еще трое приятелей-летчиков оказались в числе штрафников так: не дождавшись ужина, посадили повара в котел с горячей водой.
Александр Чертов, заподозрив в измене свою возлюбленную медсестру Галю, пальнул сгоряча в закрытую дверь землянки и убил ее. Вдобавок оказалось, что медсестра была беременна.
Еще трое оказались в группе после того, как сбросили с балкона девушку, отказавшуюся с ними танцевать. И таких фронтовых нарушителей закона набралось аж 64.
Под стать подчиненным был назначен и командир полка - майор Иван Федоров. Он отличился тем, что сбежал на боевом самолете с заводского аэродрома в Горьком.
А известен этот летчик был тем, что еще со времен боев в Испании имел коронный прием: в воздушном бою выпускал шасси и таранил ими вражеские самолеты.
Пожалуй, Федоров был единственным летчиком такого рода, который совершив два таких тарана, получил еще до войны два ордена Боевого Красного Знамени.
Времени готовиться к боям не было, и в первой же схватке с картежниками майор Федоров применил испытанный прием: ударил выпущенными колесами своего истребителя фашистский мессер.
Правда, самому тоже пришлось выпрыгнуть с парашютом, но и немцы бежали с поля боя. Среди немецких летчиков тут же пошел слух о красных смертниках, которых приковывают в самолетах наручниками.
А вскоре наступил финал немецких асов: Иван Федоров вместе с ведомым вылетели на разведку. Возвращаясь, нарвались вдвоем на всю группу картежников в составе 14 истребителей.
Деваться было некуда, и наши летчики вступили в неравный бой. Разделившись, они могли надеяться только на свое мастерство и физическую выносливость.
Столкнувшись с ведущим мессером в лобовой атаке, Иван Федоров претворился сбитым. И тут увидел красного дракона, вплотную подошедшего к его истребителю.
Как потом выяснила наша разведка, у немцев было указание записывать номера сбитых советских самолетов. Мгновение, и летчик, остановив кувыркание самолета, дал очередь. Дракон, загоревшись, рухнул вниз. Вслед за ним упали еще два мессера.
Остальные одиннадцать истребителей врага, потеряв ведущего, позорно сбежали и вскоре вообще исчезли с фронта. А друзья-пилотяги после боя вручили победителю кортик, маузер и трубку полковника Берга.
В биографии этого человека многое необычно, а кое-что на грани невероятного. Он самый результативный советский летчик: на его счету 134 сбитых самолета противника, 6 воздушных таранов, испытание 297 типов наших и зарубежных самолетов, в том числе первых реактивных истребителей.
Однако его гусарские загулы в свободное от полетов время, участие в дуэлях, которые на короткое время возродились во время войны в офицерской среде, своеволие не дали ему стать официально признанным героем.
Теперь, когда ветер истории сдул шелуху дисциплинарных прегрешений с подвигов Ивана Федорова, а в обществе стало меньше идеологизации, пора по справедливости воздать должное этому воздушному асу.
Затем отличившихся в боях летчиков постепенно начали возвращать в родные полки. А Михаил Громов решил в октябре 42-го легализовать полк штрафников в полк асов, где потом воевали многие прославленные пилоты.
Сам же факт существования группы летчиков-штрафников всегда был малоизвестен - авиаторы считались элитой армии, и трудно сказать, как поступил бы Сталин, узнай он о таком исполнении его приказа о штрафных батальонах.
Чтобы скрыть существование советских камикадзе от вышестоящего командования и вождя, самолеты, сбитые штрафниками, не шли в счет летчику или группе, а учитывались в сводках армии. Не велись и положенные на фронте документы по учету личного состава. Да и номера у полка тоже не было.